Искусство резьбы по камню появилось несколько тысячелетий назад. Одной из самых известных работ, вышедших из умелых рук мастера, являются камеи. Это изделие из драгоценного или полудрагоценного камня, на котором вырезано выпуклое изображение минерала другого цвета или оттенка, впервые появилось в 4 веке до н. э. Родиной таких изящных изделий многие специалисты считают Александрию. Что касается происхождения самого названия «камея», то существуют разные точки зрения. Оно могло быть образовано от персидского слова чумахау, латинского камахатус или итальянского чама.
В самом начале своего пути эти миниатюрные изделия были вырезаны только на разноцветных полудрагоценных камнях — яшме и сардониксе. Однако со временем для выполнения изысканных камей мастера стали успешно использовать топазы и аметисты, изумруды и аквамарины. Как правило, в качестве фона берется более темный материал, затем накладываются изображения из более светлого материала. Агат с его многослойной, разноцветной структурой считается идеальным камнем, подходящим для изготовления камней.
Развитие искусства резьбы по камню
Вырезайте камеи с помощью вращающихся медных колес. Абразивом обычно служил порошок корунда или алмазная пыль. Отделка проводилась смесью порошка гематита и оливкового масла. Резчик работал почти вслепую. Так как абразивный состав покрывал рисунок.
Древние мастера резьбы по камню владели приемами рельефной работы, но применялись они очень редко. В основном это были каменные цилиндры (печати с ручкой) или обратная сторона священного жука-скарабея. Чаще всего эти работы выполнялись из монохромного камня. Однако искусство быстро развивалось. Портреты правителей, египетских божеств, различного рода орнаменты, элементы декора, различные орнаменты — все это признаки растущей популярности камей среди состоятельных жителей Александрии.
Камею, это настоящее искусство камнерезки, можно увидеть в изделиях мастеров Древнего Рима и Древней Греции. Для произведений искусства тех времен характерна необычная тонкость работы, простота, строгость и изящество.
Самый драматический поворот в истории камео произошел в 17-18 веках, в эпоху Возрождения. Хотя древняя камея считается своеобразным эталоном красоты, итальянским мастерам удалось не только приблизиться к совершенству, но и дать толчок развитию камнерезки в других странах.
Истории о камей и их практическом применении
Сюжет, изображенный мастером на камеи, оказал влияние на практическое применение изделия в реальной жизни. Почти все аспекты человеческого существования отражены в драгоценных камнях и камеях. Для подарка невесты более предпочтительными были предметы со сценами из Купидона и Психеи. Сюжеты с Прозерпиной, украденной у его матери, больше подходили людям в трауре или переживающим какое-то несчастье. Адвокатам, служителям Фемиды, выдавались статьи с сюжетами, представляющими правосудие богов (например, пытка Марсии). Сцены военных действий обычно вырезались на камеях, предназначенных для солдат. Сюжетами подобных произведений тех времен являются литература и театр, религия и политика.
Однако нельзя сказать, что драгоценные камни и камеи предназначены только для эстетического удовольствия. Эти предметы также служили амулетами, которые древние люди носили на шее в виде кулона или на пальцах в виде колец. Большой популярностью пользовались печати, вделанные в кольца, и кольца с резными камнями, которые принято было дарить в знак особого расположения. Часто изделия камнерезного искусства служили подношением богам. Часто мастера вырезают просто надписи на камнях, без каких-либо изображений. Эти тексты могли нести разную смысловую нагрузку: от формул посвящения до одного имени владельца.
Известные продукты
Самые знаменитые камеи в истории были созданы в Александрии греческими мастерами, служившими при дворе Птолемеев. К шедеврам тех времен относится уникальная «Камея Гонзаги». Также к наиболее заметным относятся такие тесно связанные продукты, как «Камея Августа» и «Джемма Тибериус» (крупнейшие в мире).
Камео Гонзаги
Изделие достаточно большого размера (15,7 х 11,8 х 3 см). На камеи изображены два профиля: Птолемея и Арсинои. Начиная с 1542 года ученым удалось проследить историю камеи. Это семь смен владельцев за 400 лет и несколько пересечений Европы. Предпоследняя владелица шедевра, Жозефина Богарне, подарила камею русскому царю Александру I в знак благодарности за оказанное им покровительство (он позаботился о ее безопасности и помог сохранить большое состояние). В 1814 году произведение камнерезного искусства прибыло в Россию и до сих пор хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Камея Августы
Размеры композиции: 19,05 х 22,86 см. Камея состоит из двух регистров. Богиня Венера венчает лавровым венком императора Августа (изображена в центре). Что касается других персонажей произведения, то точки зрения ученых расходятся: по мнению одних, это римские боги, по мнению других — реальные люди, окружающие правителя.
«Камея Тиберия»
По словам Наполеона, эта работа — великая французская камея. На трех регистрах с высокой точностью изображены два десятка фигур, среди них Тиберий и Ливия, сидящие на троне, Германик со своей матерью Антонией. В верхнем регистре среди богов находится император Август, окруженный умершими членами своей семьи. В нижнем регистре — побежденные воины со своими женщинами и детьми. За 2000 лет своего существования камею дважды крали, ее продавали, дарили. Трижды шедевр покидал Париж и возвращался. В настоящее время он находится в коллекции Кабинета медалей.
Знаменитые и малоизвестные, простые и поражающие ювелирной точностью камеи — это застывшая история, возможность взглянуть на древний мир сквозь века и тысячелетия, понять, как развивалось и усложнялось общество.
Источник